История онлайн казино

История онлайн казино

Отвечая на один из вопросов, я тут обнаружил, что у меня есть статья об истории онлайн покера, но нет — об истории онлайн казино, хотя большая часть этой самой истории прошла у меня перед глазами и отражена в новостях сайта. Так что решил исправить это упущение и рассказать, откуда есть пошли интернет казино.

До того, как сел писать статью, мне казалось, что первые онлайн букмекеры появились несколько раньше, в принципе, это было бы логично, ведь букмекеру нужно минимум ресурсов — хватит простой HTML-странички, и скорость соединения не критична. Но источники утверждают, что казино в сети появились не позже ставок. Как первый шаг к онлайн играм многие называют принятый в Антигуа и Барбуда в 1994 году закон "Акт о свободной торговле и процессинге", который позволял лицензировать онлайн казино. За звание старейшего онлайн казино борятся два: Gaming Club (Microgaming) и InterCasino (Cryptologic). InterCasino открылось в начале 1996 года, о чём и рассказывают на странице "О нас" (Криптолоджик, как провайдер софта был создан в 1995 году). А вот на домашней странице Gaming Club красуется гордая надпись "Основано в 1994", но они немного лукавят. В этом году открылась компания Микрогейминг, которая и стояла за запуском казино, но сам софт был готов позднее, так что по факту казино также начало работать в 1996 году (а может быть в конце 1995, есть сомнения). Кто из двух заведений был раньше теперь уже сложно установить, но явно кто-то из них. Первые онлайн казино были исключительно скачиваемые, причём из-за очень низких скорости и качества соединения модемов даже те начальные версии на 10-20 игр выкачать было почти нереально, поэтому первые казино предпочитали рассылать CD-диски с софтом по почте. Эта ситуация с рассылкой дисков продолжалась довольно долго, примерно до 2005 года, когда широкополосный интернет не стал достаточно распространён, у меня лично скопился чуть не полный ящик дисков, как раз InterCasino присылал периодически. Кстати, замечу, что оба первых казино живы-здоровы и по сей день. Gaming Club русифицирован, позволяет играть в разных валютах, включая рубли, имеет как скачиваемую, так и мобильную и флэш версию и предлагает более 700 игр от всё того же Микрогейминга. InterCasino хоть и был весьма популярен среди россиян, благодаря ежемесячному бонусу, русской версией так и не разжился. Сейчас они полностью перешли на нескачиваемую флэш-версию и предлагают несколько сот игр от Криптолоджика и нескольких мелких производителей слотов.

Количество казино довольно быстро росло: к концу 1996 года их было чуть больше дюжины, в 1997 — за сотню, а через несколько лет счёт уже шёл на тысячи. Вслед за пионерами подтянулись и другие компании поставщики софта. На самом-то деле они в большинстве своём не создавались сразу с идеей о продаже софта. Так Микрогейминг просто создал первое собственное казино, а потом уже поступали запросы, и они начали продавать свой софт. Основатели Криптолоджика вообще изначально разработали безопасную систему платежей, и уже потом под неё создали казино. И компания Boss Media (ныне GTech) была основана в 1996 году, чтобы выпустить своё казино Gold Club (открыто в 1997). Четвёртый лидер онлайн рынка первых лет, компания Real Time Gaming была основана в 1998 году в США. Кстати, все компании были из разных стран, Микрогейминг — ЮАР (?), Криптолоджик — Канада, Босс Медия — Швеция, позже к ним присоединился PlayTech (основаны в 1999 году в Эстонии, зарегистрированы в Голландии, хотя основатели из Израиля). Из Швеции и компания Net Entertainment, она также основана в 1996 году, но как раз на старте они популярными не были, их звезда поднялась высоко лишь в 2010х годах. Вообще за прошедшие скоро уже 20 лет много компаний появлялось и исчезало на небосклоне онлайн игр, но в большинстве своём именно первопроходцы смогли стать лидерами. Если посмотреть, кто сейчас рулит на рынке, увидим всё тех же Микрогейминг, Плейтек, РТГ, Нет Ент, хотя вот Босс Медия и Криптолоджик подсдали и из лидеров выпали. Но и из амбициозных новичков пока никто не смог достичь высот и популярности "мейджеров". В 2000х годах пытались конкурировать Chartwell, WagerWorks, iGM, Gambling Federation, Be the Dealer, Rival, OddsOn и др., но, как говорится "иных уж нет, а те далече". Вероятно, то же самое будет и с большинством нынешних игорных софтверных компаний: кто-то исчезнет, кого-то купят, кто-то будет работать лишь с несколькими казино, а кто-то останется нишевым поставщиком слотов для мультисофтовых казино.

Но вернёмся к истории. К значимым событиям онлайн индустрии конца 20-го века можно также отнести создание Игорной Комиссии Кахнавейк — до сих пор это вполне уважаемый лицензирующий орган, открытый канадскими индейцами. Микрогейминг первым ввёл прогрессивные джекпоты, новинкой в 1998 году стал Cash Splash. В 1999 году были представлены многопользовательские столы в онлайн казино, которые позволяли игрокам видеть игру других и общаться в чате. Почти одновременно с казино в 1996 году появился и первый онлайн букмекер (Intertops), а вот технически более сложный покер задержался на 2 года, первый рум датируется 1998 годом (Planet Poker). Первое бинго онлайн открылось тоже в 1996 году, но поначалу это были игры без денег. В итоге несмотря на низкое качество связи и определённый уровень недоверия к онлайн платежам, уже в 98 году выручка онлайн сайтов приблизилась к $1 млрд. Кстати, в конце века появились и первые отечественные онлайн казино. Какие-то раритеты типа "Белого медведя" давно мертвы, а вот Лотору, открывшись в 1999 году, неплохо чувствует себя и по сей день.

Тому, что происходило в 21 веке я уже был свидетелем лично, ибо начал игру в 2000 году. Это были светлые времена младенчества казино — активного их продвижения, "халявных" бонусов и вышеуказанной "большой четвёрки" из Микрогейминга, Криптолоджика, Босс Медия и РТГ, к которой чуть позже добавился Плейтек. В те времена люди ходили из казино в казино (а их было уже прилично, когда я начинал, только Микрогеймингов было несколько десятков) и получали бонусы с вейджером на любых играх 10-20 раз. А отдельные светлые казино от Крипто и Босса давали ежемесячные бонусы, так что и ходить далеко не надо было :). Было довольно много бездепозитов, кто-то зарабатывал и на них. А ещё были бонусы за голосования — некоторые казино давали деньги, чтобы быть выше в разных рейтингах. Правда, были проблемы с получением выигрышей :(. Карточки казино принимали без проблем, а вот возврата на них средств не было. Отечественные электронные кошельки в западных казино не встретишь, из западных были Paypal и затем Neteller, но россиян они не принимали. Так что единственным вариантом вывода были чеки, которые шли по почте несколько недель, потом их надо было налить за процент в банках, на что уходило ещё 1-2 месяца. Так что те, кто жалуются на вывод через три дня или неделю просто не понимают своего счастья ;). Ситуация с выводом улучшилась лишь в районе 2004 года, когда стали постепенно предлагать возврат средств на Визу, а также более популярным в казино стал принимающий россиян Манибукерс (а также ныне мёртвые системы как ePassport, Click2Pay).

А в целом начало 21 века для индустрии онлайн казино было временем эволюционного взросления. С одной стороны, большинство стран пока игнорировали молодую отрасль: было несколько оффшорных юрисдикций, лицензировавших азартные сайты, а в остальных странах "что не запрещено, то разрешено", так что юридические вопросы особо не волновали. С другой стороны, было уже несколько серьёзных поставщиков софта, появлялись и новые конторы, люди стали доверять онлайн казино, из некой странной новинки они стали частью жизни. Соответственно, постоянно появлялись новые заведения, я чуть не каждый месяц писал о появлении новинок с известным софтом, но и закрывались казино тоже, в основном не выдержав конкуренции. К счастью, в большинстве случаев всё происходило цивильно, игроков не "кидали", а переводили в другие казино. Ведущие софтостроители наращивали количество игр, развивали параллельно как скачиваемые, так и нескачиваемые флэшовые версии. Уже тогда (в районе 2003 года) появились такие технические новинки как видеоказино и казино мобильные, правда, популярными они стали нескоро. Я помню, как ещё в районе 2010 года несколько лет подряд писали "вот следующий год станет годом мобильных казино", но фактически массовый переход людей на мобильные версии связан с появлением смартфонов и произошёл лишь несколько лет назад.

Во многом переломным стал год 2006, он стал знаковым и для мировой индустрии, и для отечественной. В конце года и в США, и в России неожиданно прошли законы, запрещающие онлайновый игорный бизнес. До этого онлайн казино в США были "тёмно-серой" зоной, а в России даже вполне легально получали лицензии. Большинство российских казино сменили юрисдикцию, ушли в оффшоры (закрылось буквально несколько штук, но закон стал скорее поводом, там были другие проблемы). Публично торговавшиеся на бирже компании сразу же объявили о своём уходе из США, Плейтек, Криптолоджик и Босс Медия запретили своим клиентам работать с американцами. А вот Микрогейминг, как непубличная компания сначала наложил ограничения лишь на несколько штатов. Потом добавили ещё десяток, но в итоге в 2008 году также были вынуждены отказаться от работы с американцами. Печальна была участь некоторых платёжных систем, так Нетеллер сначала проигнорировал запрет на работу с американцами, но когда в США были задержаны два основателя и акционера системы, канадцы, они быстренько "поняли свою ошибку". Такие платёжные системы как ePassport и FirePay вообще вскоре закрылись. В рунете отказались работать с казино Яндекс.Деньги, но это было небольшой утратой :). Соответственно, в 2007-08 годах ряд казино сменили софт, чтобы можно было продолжать работать с американцами (из крупных производителей с ними работает только РТГ, да несколько мелких убогих софтов тип Top Game, Bet on Soft — не путать последнюю с неплохой европейской компанией BetSoft). Некоторые казино закрылись, потеряв доступ к столь щедрому ранее рынку США, в общем, после мощной встряски эволюционное развитие продолжилось.

Пожалуй, можно сказать, что в 2010-х годах онлайн индустрия достигла стадии зрелости. Последние годы новых казино (по крайней мере от лидеров софтостроения) открывается меньше, чем закрывается старых. База игроков фактически не растёт, да и рост прибылей существенно замедлился. Мы видели целый ряд слияний и поглощений, на рынке сейчас работает несколько довольно крупных игорных групп. Каких-то прорывных технических новинок пока не видно, "новинки" в основном связаны с какими-то очередными фичами в слотах :). Видеоказино заняли свою крепкую нишу, но не особо потеснили обычные ГСЧ-казино. Правда, наметился серьёзный рост по мобильным казино. Сейчас на западе до половины игроков используют мобильные версии (при наличии), хотя ставки в них обычно меньше, чем в онлайне. Поставщики софта сейчас активно развивают свои мобильные приложения, количество игр растёт, так что мы ещё увидим активную борьбу за мобильный рынок. Ещё одна тенденция этого десятилетия — переход от скачиваемых приложений к встраиваемым на сайте флэш-играм. Первыми на этом неплохо поднялась компания Net Ent, подхватили и другие. Встраиваемые игры позволяют казино предлагать лучшее сразу от нескольких поставщиков софта за умеренные деньги. Именно мультисофтовые казино сейчас выходят на первое место по популярности и, на мой взгляд, вполне заслуженно. Обычному игроку не надо 50 версий видеопокера и сотни старых слотов, как в классическом софте Микрогейминга, им интереснее играть в новинки, лучшее слоты и от Микро, и от NetEntа, и от поставщиков поменьше типа BetSoft, WMS и т.д. — теперь это всё можно получить в одном месте, не бегая по разным казино. Ещё одна тенденция последних лет — всё большее "раздробление" игорного рынка, когда многие страны принимают игорное законодательство, запрещая, ограничивая или лицензирую только у себя онлайн казино. Целый ряд стран (и мы сейчас говорим совсем не о Китае) начал блокировать сайты казино.

Ну и пару слов скажу о развитии отечественного рынка. У нас всё печально — после закрытия оффлайн казино, пипл хавает Гейминаторы и вся индустрия направлена на то, чтобы Гейминаторов было как можно больше. Печально в этом то, что легальных игр от Новоматика в рунете нет (а вот западные русифицированные казино с легальными играми есть) — только подделки, но люди всё равно упорно несут свои деньги в поддельные Вулканы сделанные на коленке за 100 баксов. Казино без подделок — единицы. Относительно неплохо себя чувствуют казино с софтом от Микрогейминга (и русифицированные западный казино с Плейтеком) — всё-таки часть игроков распознала качественный софт и перешла под него. А вот самобытные местные проекты с достаточно интересным, в общем-то, собственным софтом в основном гибнут. Лишь несколько нишевых казино осталось на настоящий момент, и все они не особо процветают, увы. А ещё у нас с 2014 года Роскомнадзор начал блокировать азартные сайты, причём не только казино, но и информационные. Это печально, хотя развитию индустрии в целом никак не помешает — все эти блокировки довольно легко обходятся.

Вот примерно так шло развитие индустрии онлайн казино последние без малого 20 лет. Что в будущем? Да, скорее всего, примерно то же самое — консолидация и всё новые слоты (в том числе и от новых некрупных поставщиков), а также развитие мультисофтовых казино на онлайн рынке, опережающий рост по количеству и самих казино, и игр в них на мобильном рынке. Всё больше стран будут пытаться либо ограничивать онлайн казино, либо лицензировать и брать с них деньги (и опять же блокировать тех, кто не платит), но ситуация в сети такова, что заблокировать что-то можно, лишь обрубив внешние каналы, так что кто захочет играть, тот завсегда сможет ;). В общем, онлайн казино — это всерьёз и надолго, кому интересно — присоединяйтесь, и удачи вам!

Автор: Корешков Юрий. Ваш покорный слуга, также автор большей части сайта «Казино Онлайн» :).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Posted by: admin on