Реклама азартного бизнеса: как не нарушить закон (интервью с Юлией Немцевой)

Участница Betting Trends Forum, правовед со стажем, партнер руководящего состава AdConsult, заслуженный член совета экспертов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по использованию законов о рекламе Юлия Немцева отвечает на вопросы по поводу запрещенных законодательством России рекламных приемов, о главных отличиях рекламы от “не-рекламы”, и о том, как подавать себя игорному бизнесу потребителю, не нарушая букву закона.

— Юлия, во-первых спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Начнем с вашего выступления на форуме, где вы рассказали о запрещенных рекламных ходах для операторов, связанных с азартными играми. В частности, вы говорили, что они не могут использовать в своей рекламной продукции образы животных и людей, особенно несовершеннолетних. Еще ограничения есть?

— 27 ст. “Закона о рекламе” налаживает на операторов всего два вида ограничений: по каналам коммуникаций и, собственно, по содержанию рекламного продукта. Кроме того, что уже озвучено, мы настоятельно не рекомендуем рекламодателям азартных операторов каким-либо образом создавать впечатление, что азартные игры могут стать основным источником дохода; запрещается утверждать, что риск не так велик и вероятность выигрыша очень высока, можно сказать намекать на гарантированный выигрыш; нельзя утверждать, что азартные игры могут сделать вас как личность и принести общественное признание; нельзя дополнять рекламу свидетельствами особ, которые никогда и ничего не выигрывали.

— Что грозит нарушителю вышеперечисленных пунктов?

— Все зависит от степени нарушения, которую определит в итоге суд. Но чаще всего мы ограничиваемся административными штрафами в размере ₽100-500 тыс.

— Где и как представители гемблингового сектора могут себя рекламировать, чтобы не нарушать букву закона?

— По большому счету у нас нет строгих ограничений в этом плане. Реклама на радио- и теле эфирах, печатные издания, игорные зоны, спецпроекты. Выбор достаточно большой.

— А сеть?

— А вот с интернетом дела обстоят по-другому — там рекламировать азартный бизнес закон запрещает. Но я думаю, что умные компании смогут предложить пользователям аудио- и видео- контент рекламной направленности для популяризации своего дела без нарушения закона. При тщательном анализе всего, что можно и нельзя, всегда найдутся лазейки как грамотно подать себя без печальных последствий.

— А что с планами на будущее? Правительственные органы планируют смягчить, а может, наоборот, ужесточить правила рекламы для азартного бизнеса?

— Я слышала, что сейчас активно лоббируются два закона, которые так или иначе коснуться рекламы азартных игр. Продвигает эти законы Министерство спорта. В одном предлагается открыть доступ операторам на трансляцию рекламной продукции во время спортивных первенств без временных рамок (сегодня есть ограничение с 10 вечера до 7 утра), в спортизданиях, на онлайн площадках, если владельцами оных числятся радио-, теле каналы и организации по спорту. Подали документ на рассмотрение еще в октябре прошлого года, до сих пор обсуждают.

Второй закон посвежее (2016), в нем предлагается отдать под рекламу азартного сектора не более 20% рекламного времени, которое отводиться на всю рекламу во время трансляций спортивных первенств.

Если законы протащат, рекламодателям фактически дадут больше теле эфира, что можно будет считать маленьким успехом.

— Юлия, в своей презентации вы рассказывали о том, что не вся информация может трактоваться как реклама. О чем вообще речь?

— У рекламы есть вполне характерные черты. В случае, если поток контента ими не обладает — это по факту уже не реклама и значит нормами закона регламентироваться никак не может.

— И как различать рекламу от “псевдо рекламы”? Или вот так — как участникам игорного дела подать себя так, чтобы их продукт не сочли рекламным?

— (смеется) Хитрый вопрос, с подковыркой. Ответить однозначно будет сложно, потому что каждому случаю отвечают свои индивидуальные черты. Каждую информацию нужно анализировать и квалифицировать. По факту, в реальной жизни это самое сложное даже для юристов с опытом из медийных гигантов и гемблинговых компаний.

Возможно, проще понять что я имею ввиду будет на конкретном примере, мы даже обсудили его на встрече. Скажем, есть БК и она желает для повышения медийности своего мероприятия пригласить на встречу спортивную знаменитость. Может ли она это сделать? Безусловно. А вот задействовать имя этого спортсмена в рекламной кампании — нет. Зато можно вспомнить этого выдающегося человека в пресс-релизе в соответствии с общими нормами. Под общими нормами понимается то, что в пресс-релизе не будет отклонений от стандартных норм его оформления.

— Ну и напоследок, какие у вас остались впечатления от Betting Trends Forum в целом? Как вам этот проект?

— Мне кажется идея проводить такие встречи себя окупает, хорошая профплощадка, где представители индустрии могут общаться на острые темы и делиться опытом. Это здорово.

— Юлия, спасибо за беседу и ваши ответы.